ru   en  
ISSN 1999-4508 (Print)
ISSN 2686-8253 (Online)

Статья

Авторы
Лепихин Анатолий Павлович, д-р геогр. наук, профессор, директор Камского филиала, ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов» (ФГБУ РосНИИВХ), Россия, г. Пермь, ул. Николая Островского, 113; заведующий лабораторией проблем гидрологии суши, Горный институт Уральского отделения Российской академии наук – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук (ГИ УрО РАН), Россия, г. Пермь; профессор, кафедра гидрологии и охраны водных ресурсов, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ПГНИУ), Россия, г. Пермь;
Возняк Анна Анатольевна, канд. геогр. наук, ведущий научный сотрудник, ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов», Камский филиал (ФГБУ РосНИИВХ), Россия, г. Пермь; старший научный сотрудник, лаборатория проблем гидрологии суши, Горный институт Уральского отделения Российской академии наук – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения науки Пермского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук (ГИ УрО РАН), Россия, 614007, г. Пермь; доцент, кафедра гидрологии и охраны водных ресурсов, ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» (ПГНИУ), Россия, г. Пермь.


Аннотация
Рассмотрены механизмы образования мостовых заломов при прохождении высоких паводков, способных значимо повысить уровень воды в предмостовой зоне. Проведен анализ зарубежных исследований, поскольку в отечественной литературе нет отработанных схем численной оценки влияния заломов мостов на повышение уровня воды проходящих паводков. Показано, что для образования заломов наибольшую опасность представляет наличие в потоке крупной карчи – поваленных деревьев с развитой кроной и корневой системой. Линейные объекты – плывущие бревна –нных размеров, представляют из-за особенностей гидродинамики русловых потоков значительно меньшую опасность. Доказательства проверены теоретически на основе общепринятых уравнений гидравлики. Предложены соотношения для оценки возможного повышения уровня воды при образовании мостовых заломов. Даны рекомендации по снижению рисков образования мостовых заломов и их негативных последствий. Показано, что данная задача не только гидрологическая, техническая, но, в первую очередь, экономическая.

Ключевые слова
наводнения, заломы мостов, карчеход, гидравлические оценки повышения уровня воды, снижение рисков образования мостовых заломов.

Ссылка для цитирования
Лепихин А.П., Возняк А.А. Гидравлические аспекты образования заломов при прохождении экстремально высоких паводков // Водное хозяйство России. 2020. № 5. С. 24–39.
DOI: DOI: 10.35567/1999-4508-2020-5-2

Архив


Главный редактор

Косолапов Алексей Евгеньевич
д-р техн. наук, профессор, директор ФГБУ «Российский научно-исследовательский институт комплексного использования и охраны водных ресурсов»